Анкер-Крепеж
РОССТРОЙ.Техническое свидетельство
N TC-2290-08 : анкерный дюбель или дюбель фасадный
               

 
 
Главная
Продукция
Новости
О компании
Прайс
Статьи
Каталог
On-line заказ
Контакты

Клиновые анкеры. Ориентиры качества

Пару лет тому назад, обедая за гостеприимным круглым китайским столом, директор крупного завода по производству анкеров сказал фразу, которая застряла в моей памяти острой занозой. Хотя перевод вёлся с китайского на русский, минуя английский язык, тем не менее, я попросил переводчицу проверить правильность перевода, но дважды она повторила: «Вообще-то мы с русскими не работаем, они ездят по Китаю и собирают всякий МУСОР».

Потом он говорил, что хочет, чтобы его завод существовал многие века, и чтобы имя его никогда не было связано с изделиями низкого качества. Такая профессиональная этика вызывает уважение. На складах готовой продукции аналогичных заводов можно увидеть упаковки многих мировых брендов. Но таких заводов в Китае немного, и надо понимать, что низкие цены у них получить невозможно. Из чего же складывается качество анкера?

Для ответа на этот вопрос необходимо говорить о каждом типе анкеров в отдельности. В настоящее время лидерами по применению в нашей стране, бесспорно, являются клиновые анкеры (КА). Иногда их называют «анкер-шпилька» или «анкерный болт». Начнём с них. Клиновый анкер, как известно, предназначен для сквозного монтажа закрепляемого предмета к бетонной конструкции. Это выгодно отличает КА от других типов анкеров, которые требуют предварительной разметки для совмещения отверстий.

Качество анкера складывается из следующих основных факторов:

1. марки стали тела анкера, клипсы и гайки;

2. конструктивных особенностей;

3. технологии производства;

4. качества антикоррозионного покрытия.

Каждый из четырёх пунктов имеет право стоять на первом месте. Например, если клипса на конусе анкера рассыпалась в результате быстрой коррозии, то все остальные достоинства анкера будут сведены к нулю, т. к. анкер просто выпадет из отверстия.

Рассмотрим указанные факторы. 1. Как влияет марка стали на качество анкера, и как можно проверить качество стали, не обращаясь в лабораторию? Марки сталей в Европе, в России, в Китае и на Тайване имеют различные названия, единого стандарта нет. Но имеется единое понимание класса прочности металла. Для КА оптимальным является CL 6.8. Для определения класса прочности металла анкер разрывают на специальном оборудовании. По усилию разрыва и диаметру анкера определяется класс прочности металла. КА определённого диаметра (от 6 мм до 24 мм) для правильного монтажа имеет свой момент затяжки гайки.

Например, для анкера М10 момент затяжки должен быть 35 Н∙м. Это необходимо для того, чтобы анкер принял рабочее положение и чтобы устранить возможные линейные подвижки анкера при дальнейшей его эксплуатации. Но часто при монтаже анкера на усилии 25 – 30 Н∙м происходит срыв резьбы на теле анкера или в гайке. Это может произойти по двум причинам — мягкая сталь или неправильное сопряжение резьбы анкера с гайкой, но, как правило, по двум причинам одновременно. В любом случае дальнейшее применение данного анкера невозможно.

Конечно, лучшим способом комплексной проверки надёжности КА являются результаты лабораторных испытаний на разрыв и на вырыв. В этом случае об анкере можно получить исчерпывающую информацию.

Для первичного тестирования анкера автор этой статьи использует следующий простой способ: надо установить анкер М10 в отверстие плиты и закручивать гайку до момента разрушения анкера, обычно происходит отрыв шейки конуса. Если усилие в момент разрушения анкера составляет более 90 Н∙м, то этот анкер, с большой вероятностью, произведён из стали CL 6.8, материалы клипсы и гайки анкера выбраны правильно.

В противном случае анкер начал бы прокручиваться в отверстии или сломался бы на значительно более низких нагрузках.

При испытаниях клинового анкера большое значение имеет диаметр бура. Для испытаний надо использовать новый бур. Некоторые анкеры в отверстиях, сделанных новым буром, не могут расклиниться — они выползают из отверстия по мере закручивания гайки, и о моментах затяжки в 35 Н∙м речь уже идти не может. Такие анкеры можно применять исключительно для домашних нужд.

2. Конструктивные различия между изделиями разных производителей увидеть трудно, но на качество анкера они оказывают большое влияние. Например, при завышенном угле конуса клипса может не расклинить анкер, но при маленьком угле конуса клипса, наоборот, может легко с него сползти. Конструкция клипсы, её толщина и марка стали в сочетании с формой и размерами конуса анкера представляют вместе единый механизм, от работы которого и зависит работоспособность КА. Стабильность качества этого механизма зависит от технологии производства.

3. Т ехнология производства КА бывает «точёная», т. е. анкеры вытачивают на токарных станках, и «холодноформованная» с одновременной накаткой резьбы. Первым методом, в основном, производят изделия нестандартных размеров. Второй метод является более прогрессивным и более качественным. Но сам по себе этот метод не является гарантией высокого качества анкера, так как: • для его производства могут быть применены несоответствующие стали; • для точного соответствия чертежу необходимо определённое количество операций и выборочный контроль. Но для уменьшения себестоимости анкера количество операций может быть уменьшено, а выборочный контроль и вовсе отсутствовать, что приведёт к нестабильности качества.

4. Качество антикоррозионного покрытия напрямую влияет на долговечность КА. По данным Московского Института Стали и Сплавов (МИСиС), в среднеагрессивной атмосфере за 10 лет реальной эксплуатации горячеоцинкованного анкера под вентилируемым фасадом, т. е. в условиях отсутствия прямого воздействия атмосферных осадков, толщина слоя цинка уменьшается на 10 – 15 мкм. Причём в первые два-три года скорость коррозии максимальная — 1,5 мкм/год. Во влажной слабоагрессивной атмосфере скорость коррозии горячего цинкового покрытия составляет в среднем не более 0,5 мкм/год, это справедливо при условии защиты от прямых атмосферных осадков. Для уменьшения себестоимости анкера толщину цинкового покрытия занижают до 2 – 3 мкм, что приводит к быстрому выходу анкера из строя.

В настоящее время кроме традиционных цинковых покрытий используется большое количество цинкосодержащих защитных покрытий. Их часто преподносят как «суперпокрытия», которые выдерживают более 1000 часов в камере соляного тумана при толщине покрытия всего в 5 – 8 мкм. Но, как правило, это полуправда. Мало кто обращает внимание на приписку, если она имеется, что результаты испытаний справедливы без учёта возможных влияний дополнительных факторов.

В данном случае определяющим фактором является низкая устойчивость таких покрытий к механическим воздействиям. После забивания анкера в бетонное отверстие, часть покрытия разрушается до металла. Анодные свойства цинка в цинкосодержащих покрытиях проявляют себя крайне слабо в связи с тем, что цинковый порошок запечатан в лакокрасочный диэлектрик, чего нельзя сказать относительно электро- и горячеоцинкованных, а также о термодиффузионных покрытиях.

При термодиффузионном нанесении цинкового покрытия изделия помещаются в барабан с мелким цинковым порошком. После трёхчасового вращения барабана в печи с температурой около 400 °C происходит глубокая диффузия цинка в тело анкера. Толщина термодиффузионного покрытия в 45 – 50 мкм обеспечивает срок службы анкера, в условиях вентилируемого фасада, более 50 лет. Покрытие Ruspert наносится на предварительно оцинкованные поверхности. В этом случае все положительные свойства цинкового покрытия сохраняются, а сам цинк получает дополнительную защиту. Насколько мне известно, данное покрытие для защиты КА от коррозии не используется из-за больших дополнительных затрат.

Для увеличения срока службы анкеров с горячим цинковым покрытием клипсу часто производят из аустенитной стали. Это оправданно, если отверстие, в котором будет находиться анкер, не наполняется водой. Надо помнить, что при наличии электролита между цинком и аустенитной сталью возникают гальванические токи, которые могут разрушить анкер быстрее, чем клипса с повреждённым горячим цинковым покрытием. Анкеры с гальваническим цинковым покрытием предназначены для применения во внутренних сухих помещениях. Для наружного применения необходимо применять анкеры с горячим цинковым покрытием или анкеры из нержавеющей стали. Защита металла от коррозии — серьёзная и ответственная проблема, особенно для крепежа. Об этом надо помнить.

Каждый из четырёх перечисленных пунктов имеет право на отдельный научный труд, но для наших целей определения качества покупаемого КА будет достаточно сконцентрировать своё внимание на следующих пунктах и использовать их как руководство к действию:

1. Клиновый анкер должен быть идентифицирован. На теле анкера или на его клипсе должен быть нанесён логотип фирмы, которая взяла на себя ответственность за качество данного анкера.

2. КА должен иметь Техническое Свидетельство (ТС ). Помните, что ТС не является гарантией качества, оно может быть выдано на анкеры для применения исключительно в сухих помещениях и для низких нагрузок. Читайте ТС!

3. Помните, что высокая цена не является гарантией высокого качества КА, в то время как самая низкая цена является гарантией самого низкого качества.

В Технических Свидетельствах на КА имеется такое понятие — «Фактическая несущая способность анкерного крепления (Rф)», которое с учётом коэффициента безопасности определяется по формуле: Rф = 0,23∙Nср , где Nср — среднеарифметическое значение из пяти наименьших результатов испытаний; 0,23 — коэффициент безопасности. Получается, что если Nср =1000 кг, то рекомендуемое значение для такого анкера будет указано всего лишь 230 кг. Коэффициент безопасности для обратных расчётов равен 4,35. Европейские источники рекомендуют применять для КА коэффициент 3 и больше.

В заключение хочу сказать, что если Вы всё же купили клиновый анкер, на котором написано только М10, то Вы должны понимать, что купили «кота в мешке», а хорошего кота в мешке не продают. Автор вышеизложенной статьи, на основании многочисленных испытаний, берёт на себя смелость утверждать, что на российском рынке клиновых анкеров в настоящий момент имеются КА китайского производства, которые соответствуют лучшим европейским образцам, при этом имеют в два раза больший размерный ряд. Времена, когда при помощи хитроумных схем китайский производитель документально подменяется европейским производителем, должны уйти в прошлое. Кроме дополнительного ценового бремени эти фальсификации покупателю ничего не дают. Как скоро это произойдёт — зависит от нас.

Назад в раздел
Copyright © 2006 – 2017 ООО "Анкер-Крепеж"
Все права защищены
Поддержка ООО "Симакс"
тел/факс: (812) 610-60-80
E-Mail: sale@ankerfix.ru Карта сайта